Татарская диаспора отметила в Смоленске Сабантуй
5 июня на базе отдыха «Смена» в Красном бору прошел праздник Сабантуй, на который съехались представители татарской и башкирской диаспор, проживающих в Смоленской области.
На ставший уже традиционным праздник Сабантуй в Красном бору собрались представители разных диаспор, проживающих на Смоленщине. Были тут и татары, и башкирцы, и представители других народов и наций. Поздравить участников мероприятия пришли местные власти региона, а также чиновники Татарстана.
Программу праздника разнообразили развлечениями и интересными выступлениями. Особенно участникам мероприятия запомнились яркие татарские, русские и белорусские народные танцы в исполнении творческих коллективов Дворца культуры Ярцева.
Не менее порадовала гостей и спортивная часть праздника, где любой желающий мог увидеть увлекательные турниры смельчаков, разные игры и катание на лошадях. Изюминкой мероприятия стали блюда татарской кухни.
Подобные праздники национальных диаспор стали уже на Смоленщине традиционными. Совсем недавно состоялся праздник «Семья многонациональная». В апреле месяце о своих традициях поведали живущие в регионе армяне и узбеки. В марте прошли празднества азербайджанской и цыганской диаспор. До этого отметили мероприятия в немецкой, еврейской, польской диаспорах. В июне намечается событие у местных литовцев. В сентябре свое 100-летие на Смоленщине отпразднует латышская диаспора.
Справка. Начало празднования Сабантуя уходит глубоко в древность и связано с сельским хозяйством. Изначально идея этой традиции, вероятно, заключалась в том, чтобы задобрить духов плодородия, которые должны были благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Ещё в 921 году христианской эры этот день описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фатлан, прибывший в Булгар как посол из Багдада. В 1979 году Ф. С. Хакимзянов в Алькеевском районе Татарстана нашел единственную эпитафию булгарских времен, вероятно 1292 года, содержащую надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя». Это очень напоминает Смоленские курганы, которые и находятся-то возле Красного бора, где вот уже который год празднуется Смоленский Сабантуй.
Впервые Сабантуй письменно запечатлен в XVIII веке в путевых записках русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба. Георги Готлиб сообщал: «Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ … Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными».