Как изменилась смоленщина за пять лет.
В своём интервью Алексей Островский рассказал о результатах пятилетней работы на посту губернатора Смоленской области. О том, как решались задачи, стоявшие перед администрацией области в эти годы, о реализации аграрной и инвестиционной политики, работе в социально-культурной сфере.
О задачах руководства страны
До моего назначения исполняющим обязанности губернатора Смоленской области у меня в апреле 2012 года было несколько встреч с сотрудниками и руководителем Администрации президента. И в итоге две ключевые встречи с руководством страны — с президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым и председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным. Оба ставили равнозначные задачи. Их было несколько.
Первая — спасти юбилей Смоленска. Напомню, я был назначен на пост губернатора за год с небольшим до этой даты. Деньги во многом были освоены, но часть объектов при этом не была построена даже на 10-15%.
Вторая задача, которую передо мной ставили руководители государства, консолидация политических элит в области. К сожалению, в те годы, когда я работал здесь депутатом Государственной Думы, смоляне, особенно жители областного центра, сталкивались с тем, что идёт фактически война ветвей власти — исполнительной власти в лице губернатора, законодательной — в лице председателя областной Думы, муниципальной — в лице того или иного главы города. И у людей доверие к власти было крайне низким: это показывала и социология, и результаты выборов.
Ещё одна ключевая задача — повышение качества жизни смолян и социально-экономического положения области. Её мы решаем ежедневно. К сожалению, до полной реализации ещё очень и очень долго, но успехи за пять лет, безусловно, тоже есть. Их видят и жители региона — и говорят мне об этом во время встреч, и руководители государства.
О подготовке юбилея Смоленска
План мероприятий, посвящённых юбилею, на мой взгляд, не совсем был ориентирован на интересы и пожелания смолян. Более того, некоторые объекты, как мне кажется, были просто абсурдны для нашей области. Если бы этот план составлялся при мне, как при главе региона, мы, конечно, бОльший объём средств направили бы на ремонт дорог, поликлиник, больниц, детских садов, школ — той социальной инфраструктуры, с которой смоляне сталкиваются ежедневно.
Да, к сожалению, не всё удалось достроить, потому что просто не хватило финансирования или подрядчики оказались недобросовестными, а заменить подрядчика в рамках действующего законодательства крайне сложно. Это требует очень долгих процедур, в том числе судебных, а до юбилея оставался всего год. Но большинство объектов мы построили.
В плане программных мероприятий, утверждённых правительством, был ремонт фасадов домов в центральной части города. Но в федеральном бюджете на этот пункт не было предусмотрено средств. Ценой огромных усилий удалось добиться решения правительства о дополнительном выделении Смоленску пятисот миллионов рублей, на которые мы отремонтировали фасады в центральной части города. И сейчас смоляне и жители других городов — те, кто бывал в Смоленске ранее, — я уверен, радуются тому, насколько в лучшую сторону изменился центр города.
Об охране и поездках в районы
За пять лет работы я посетил все районы, причём неоднократно. Правда, пока ещё не выполнил поставленную перед собой цель — побывать во всех без исключения сельских поселениях.
Предпочитаю узнавать о существующих проблемах не из докладов чиновников в своём кабинете, а выезжая непосредственно на место, когда сам всё видишь и можешь объективно оценить ситуацию. Хотя встречаться с людьми очень тяжело — к сожалению, смоляне, особенно в сельской местности, живут крайне бедно и поэтому вопросы ставят острые. На большинство вопросов, к сожалению, у меня, как у руководителя региона, ответов нет, потому что в целом в стране финансовая ситуация очень непростая. Средства из федерального бюджета или не поступают, или мы получаем их в недостаточном объёме.
Охрана мне не положена — в стране определён перечень охраняемых лиц, и губернаторы в него не входят. Но многие мои коллеги услугами охраны пользуются, оплачивая их из регионального бюджета. Наш бюджет не настолько богат, чтобы оплачивать губернатору охрану. Прятаться мне не от кого, я ни у кого ничего не украл, работаю честно и с полной самоотдачей. Хотя Святейший Патриарх, узнав, что я отказался от охраны, сказал мне, что не нужно заниматься мальчишеством и охрану нужно обязательно взять.
Что касается наличия охраны у моих предшественников, это была их позиция, их выбор. У меня иная точка зрения на этот вопрос.
О возвращении утраченных позиций
Став руководителем региона, зная трепетное отношение смолян к льноводству, я поставил перед своими подчинёнными, а главное — перед собой задачу: в максимально короткие сроки вернуть Смоленщине эти лидерские позиции.
Благодаря тому, что каждый год мы увеличиваем посевы льна, благодаря льняному кластеру, создание которого было поддержано Министерством промышленности и торговли после моего обращения в ведомство, позиции Смоленской области в этой отрасли в последнее время значительно улучшились.
И я рад сообщить жителям региона, особенно людям старшего поколения, которые помнят, как гордо звучала Смоленщина в льноводстве Советского Союза, что в 2016 году мы по объёму валового сбора льноволокна вышли на первое место среди шести регионов Центрального федерального округа и на второе — среди 18 льносеющих субъектов Российской Федерации. Нам нужно ещё немного, как говорится, поднажать, и мы снова станем первыми! Все условия и предпосылки для этого есть.
Сельское хозяйство — это ключевая сфера экономики Смоленской области. И мы совместно со смоленскими сельхозпроизводителями за последние годы добились очень значимых результатов. Так, в 2016 году региональные аграрии продали своей продукции на 8,6 млрд рублей, а в 2012 году, когда мною впервые была сформирована администрация области, эта сумма составляла 4 млрд. То есть за пять лет работы при поддержке региональной власти, моей поддержке, как губернатора, наши сельскохозяйственные предприятия в два с лишним раза увеличили сбыт своей продукции.
За пять лет в сфере АПК реализовано более двадцати проектов с общим объёмом инвестиций свыше 20 млрд рублей. Кстати, в сельской местности с 2012-го по 2016 год введено более 650 км газовых сетей. В 2015 году газифицировано 26 сельских населённых пунктов — это был наивысший показатель в России.
Новые инвестиционные проекты реализуются каждый год. Те из них, которые реализуются сейчас, позволят к 2025 году создать ещё больше рабочих мест, а также дополнительно привлекут в качестве прямых внебюджетных инвестиций более 20 млрд рублей. Поступательное развитие идёт постоянно, поэтому в сельском хозяйстве у нас очень хорошие показатели — в течение двух последних лет в области собирались такие урожаи зерна, которых не было со времён распада Советского Союза.
Об инвестициях и партнёрстве
Такого проекта, как территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на Смоленщине не было никогда. Я очень горжусь тем, что нам удалось добиться решения правительства по созданию ТОСЭР именно в черте моногорода Дорогобужа. Более того, в ЦФО только мы получили право на создание такой территории. Она даёт инвесторам очень серьёзные налоговые преференции и иные возможности, в том числе подведение инженерной инфраструктуры за счёт средств регионального бюджета. Нами уже заключён ряд соглашений на реализацию многомиллиардных проектов. Недавно мы совместно со Сбербанком провели в Москве презентацию ТОСЭР для потенциальных инвесторов. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
Проект позволит создать тысячи новых рабочих мест, привлечь в экономику области миллиарды рублей, повысить доходную часть бюджета, а значит, в большем объёме выполнять социальные обязательства, строить социальные объекты и постепенно улучшать жизнь смолян.
Отрадно, что на площадке Российского инвестиционного форума в Сочи в феврале этого года было подписано соглашение с первым резидентом индустриального парка «Феникс». Большой интерес вызвали и два смоленских ресурсосберегающих проекта, реализованных в рамках энергосервисных контрактов в Сычёвке и Дорогобуже.
В Сычёвке в рамках государственно-частного партнёрства мы совместно с инвестором обновили всё уличное освещение, установили 750 новых фонарей и, таким образом, в три раза увеличили световой поток. При этом мы на 70% экономим электроэнергию. В Дорогобуже в рамках подобного контракта в 11 образовательных учреждениях установили энергосберегающее оборудование, использование которого только за небольшой период отопительного сезона позволило сэкономить почти 300 тысяч рублей.
Развитие механизмов государственно-частного партнёрства — одно из важнейших направлений нашей работы. По итогам 2016 года Смоленщина по этому показателю занимает 32-е место среди всех регионов страны. Всего за год мы поднялись на 22 пункта и будем улучшать показатели, в том числе увеличивая количество проектов государственно-частного партнёрства в социальной сфере. Будем за счёт средств инвесторов модернизировать поликлиники, больницы, строить современные лаборатории, диагностические центры.