Работа без ошибок. Самые сложные школьные вопросы
Каким будет ЕГЭ 2018 года, что стоит учитывать выпускникам школ при выборе будущей профессии, как поддерживают молодых учителей и одарённых учеников?
Об этом губернатор Алексей Островский рассказал в интервью Сергею Ларионову, ведущему информационно-аналитической передачи «Лицом к области» на телеканале «ГТРК-Смоленск».
Объективный взгляд
— Алексей Владимирович, через два месяца завершится учебный год. Как сейчас регион готовится к проведению ЕГЭ, будут ли какие-то новшества или изменения?
— Единый государственный экзамен, несомненно, крайне важный этап в жизни каждого школьника или школьницы. В Смоленской области в этом году его будут сдавать 5167 человек, большинство из которых — выпускники нынешнего года. Кроме того, уже традиционно на территории нашего региона сдают Единый государственный экзамен граждане Республики Беларусь, которые впоследствии поступают в высшие учебные заведения России.
В целом убеждён, что в этом году мы подготовимся к проведению данной процедуры на уровне прошлых лет. К слову, в течение уже нескольких лет Смоленская область получает со стороны Рособрнадзора высокие оценки за проведение Единого государственного экзамена. Мне несколько раз звонил руководитель ведомства Сергей Кравцов, высказывавший слова благодарности за организацию этой процедуры на территории региона, и меня, как губернатора, такая оценка, безусловно, радует.
— В молодёжной среде бытует мнение, что государство специально «закручивает гайки», чтобы как можно меньше молодых людей поступали в вузы и шли работать на заводы. Так ли это, по вашему мнению?
— Государство очень серьёзно занимается профессиональным образованием, большое внимание этому направлению уделяет лично президент Владимир Владимирович Путин. С удовлетворением констатирую, что в нашем регионе эта работа ведётся успешно, и опыт Смоленской области приводится в качестве примера для остальных субъектов федерации. Эта работа строится, в первую очередь, на базе Смоленского строительного колледжа, Техникума отраслевых технологий и Смоленской академии профессионального образования. В них созданы региональные инновационные площадки для подготовки кадров по наиболее востребованным в нашей области профессиям — у нас сформирован «Топ-регион», в который включена 31 профессия из федерального перечня Топ-50 и 22 профессии, которые востребованы именно на Смоленщине.
В области созданы Центры, где детям и молодёжи помогают с выбором профессии, и мы отталкиваемся от того, что у учащихся должна быть возможность пройти производственную практику по выбранной ими специальности.
Государство, безусловно, не создаёт каких-либо препятствий для получения высшего образования. При этом, очевидно, что в нашей стране и, в частности, Смоленской области, не хватает специалистов в самых разных отраслях. И задача власти — регулировать эти процессы так, чтобы во всех сферах экономики было достаточно высококвалифицированных специалистов.
Кто только начинает
— В школах сейчас формируют первые классы, есть федеральный закон, который обязывает школы работать по территориальному принципу. И много вопросов задают родители: почему дом стоит рядом со школой, а приходится идти в соседний квартал или почему в прошлом году дом относился к этой школе, а в нынешнем — к другой?
— Я хочу, чтобы все родители знали самое важное: в первый класс школы должен быть принят каждый ребёнок. В первый класс зачисляются дети от 6,5 до 8 лет. На протяжении этих полутора лет родители имеют право подать заявление на приём ребёнка в первый класс, и школа обязана его принять без дополнительных тестирований и конкурсов, и это тоже требование законодательства.
Но, в первую очередь, та или иная школа обязана принимать детей, зарегистрированных в том же микрорайоне. И если после зачисления всех детей, проживающих в соседних домах, в первых классах остаются вакантные места, школа имеет право принимать детей из других микрорайонов. Отказать в принятии в первый класс ребёнка, даже проживающего по адресу, прикреплённому к школе, образовательная организация может только в том случае, если в ней нет ни одного свободного места.
Тогда родителям, к сожалению, придётся искать иную школу, расположенную максимально близко к месту жительства ребёнка, и где есть свободные места.
— Раньше руководство гимназий и лицеев говорило о том, что у них есть особое право отбирать себе учеников. Детей одарённых. Теперь же все виды конкурсного отбора отменили. Как не потерять тех самых способных ребят?
— По моему поручению в области создана Ассоциация «Смоленский Олимп» — аналог Центра «Сириус», который начал работу по поручению президента. Но задача «Смоленского Олимпа» гораздо шире — она призвана выявить мотивированных детей, которых, к слову, гораздо больше, чем одарённых. Между «Сириусом» и «Смоленским Олимпом» заключено соглашение, однако ещё до его подписания десятки детей из нашей области посещали центр в Сочи.
Базовыми для нашей Ассоциации стали два учебных заведения областного центра — лицей имени Кирилла и Мефодия и физико-математический лицей при Московском инженерно-физическом институте. Там мы предоставляем максимум возможностей для развития мотивированных и одарённых детей.
Кому труднее всех
— Инклюзивное образование. Насколько эффективно это право сегодня реализуется в области и насколько востребована эта возможность со стороны самих детей, их родителей?
— Я часто встречаюсь с такими детьми, их родителями, вижу их боль, вижу, как они тянутся к жизни обычного человека, и региональная власть прилагает максимум усилий, чтобы помочь им в этом. За последние годы у нас создан целый ряд таких инструментов, как лекотека, сенсорный сад, мы активно работаем над внедрением инклюзивного образования в школах области. Уже сейчас такую возможность предоставляют в 101-й школе Смоленщины, а это ни много ни мало — почти треть от общего количества общеобразовательных учреждений в регионе.
Безусловно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, продолжим эту работу, чтобы во всех муниципалитетах, где действует данная программа, в школах вместе с обычными детьми могли обучаться их сверстники с ограничениями по здоровью. Это особенно важно потому, что именно в коллективе во много раз возрастает возможность для улучшения их состояния.
— Каковы, на ваш взгляд, основные острые нерешённые проблемы в сфере школьного образования в области?
— Конечно, старение кадров остаётся очень серьёзной проблемой. На сегодняшний день в Смоленской области 16% педагогов — люди старше 60 лет. Поэтому мы стараемся оказывать всю возможную поддержку молодым специалистам. К сожалению, у нас пока нет возможности помогать им по-настоящему серьёзными средствами, но мы тем не менее работаем над решением этой проблемы. Так, молодые учителя со стажем работы в учебном заведении менее пяти лет получают дополнительно две тысячи рублей в месяц, а те, кто с отличием окончил высшее учебное заведение, — три тысячи рублей. Будем надеяться, что регион со временем будет больше зарабатывать, и у нас появится возможность выделять на поддержку молодых педагогов большие средства.
Также в регионе ещё остались школы, обучение в которых ведётся в две смены. При этом в отличие от иных субъектов федерации мы смогли полностью ликвидировать трёхсменное обучение. В последние годы в области началось строительство новых школ — открыта новая школа в Велиже, сейчас возводится пристройка к школе №33 — крупнейшей в областном центре. В следующем году мы планируем начать строительство средней школы в динамично развивающемся микрорайоне Соловьиная роща, затем в планах — строительство школы в деревне Новые Батеки Смоленского района. И я надеюсь, что, в том числе за счёт строительства этих школ, мы ликвидируем обучение в две смены к 2025 году.
Конечно, остаётся актуальной проблема материально-технического обеспечения, мы активно работаем над её решением. В 2017 году на эти цели направлено 83 миллиона рублей. Кроме того, приобретено 10 автобусов для подвоза детей к месту учёбы, а всего за последние годы мы купили 186 автобусов. Выделили значительные средства на обеспечение школ учебной литературой, благодаря чему на 98% обеспечили потребность школ в учебниках по новым федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образования.