Дети эпохи. Театральный режиссёр о новогодней премьере в драматическом театре.

19 декабря 11:00 Деловые новости
Дети эпохи. Театральный режиссёр о новогодней премьере в драматическом театре.

Следующий год станет в России Годом театра. В Смоленске он стартует с премьеры музыкальной сказки «Серебряные доспехи», которую впервые покажут в преддверии новогодних торжеств — 21 декабря. О спектакле «АиФ-Смоленск» рассказала режиссёр Алина Сорокина.

 

«Профессиональный читатель»

 

— Традиционно к новогоднему празднику для смоленских ребят готовят что-то новенькое. В этом году это будет сказка «Серебряные доспехи». Как вы выбираете тот сюжет, тот текст, который хочется поставить?

— Читаю. Просто надо много читать. И конечно, примерить, подумать: что же может понравиться детям? Ещё я хожу в кино во время детских каникул, смотрю современные детские фильмы и читаю те книги, которые читают ребята.

— Недавно в гости на передачу Ивана Урганта приходила Дина Рубина. Иван признался писательнице, что за весь прошедший год смог прочитать не более пяти книг. Говорил, что у него совершенно не хватает времени. А как много вы читаете?

— Я читаю какой-то определённый период, когда возникает потребность. Но за прошлый год книг 70 прочитала. Так как-то с детства сложилось. Это моё базовое образование — я профессиональный читатель.

— В аннотации к спектаклю «Серебряные доспехи» сказано, что главный герой Ричард предпочёл бы играть в компьютерные игры, чем найти время для экскурсии. Приключения начинаются с того момента, как он с семьёй оказывается в Национальном музее замка Сихров. Задача этого спектакля показать, что мир интереснее и разнообразнее виртуальной реальности?

—  Сама идея в том, что дети, независимо от того, в какое время они живут, всё равно остаются детьми. Меняются предлагаемые обстоятельства, то есть эпоха, время и стиль жизни. В данном случае мы берём обычного современного мальчика и просто помещаем его в другое время. Смотрим, наблюдаем, что может измениться? Действительно ли дети настолько непослушные и невнимательные, действительно им ничего не интересно или просто так складываются обстоятельства вокруг них, что они чаще всего своё время проводят  с компьютерными играми?

— А вы как считаете, с чем связаны проблемы нынешних детей?

— Я полагаю, дело в том, что детей стали очень ограничивать, контролировать и беречь. Например, для меня было очень неожиданно, что сейчас дети не убирают в школе после уроков, что больше нет дежурных и что ребята после учёбы идут домой и общаются друг с другом чаще всего только через социальные сети посредством гаджетов. Мы во дворе детей не видим — они сидят дома. А как же реальное общение, как реальная жизнь?

Мне захотелось показать, что современный ребёнок мало чем отличается от ребёнка любой другой эпохи. И если современного подростка поместить в события, в которых он должен принимать решения, должен быть ответственным за себя и других, должен уметь дружить, общаться, искать выход из сложившейся ситуации, то мы видим, что на самом деле он всё может. Основная идея была такой.

 

Интерактивный спектакль

 

— В прошлом вашем новогоднем спектакле актёры выходили в зал, взаимодействовали с публикой — это был интерактивный спектакль. Сейчас тоже будет общение со зрителем?

— Да, и на этот раз будет использоваться подобный театральный приём. Хотя я не могу сказать, что я люблю его. И в то же время я понимаю, особенно в работе с детьми, что не должно быть границы между сценой и зрительным залом, детей нужно вовлекать в действие. Ведь современного зрителя сложно чем-либо удивить, и нужно очень сильно постараться, чтобы удержать его внимание. Театру сложно конкурировать с кино или с компьютерными играми. Всё, что мы можем дать нашему зрителю, — это энергия, которая идёт от артистов и очень быстрая смена картин, должно быть постоянное действие.

Очень хочется, чтобы было интересно и маленьким детям, и школьникам уже тинейжерского возраста, а также взрослым — родителям, которые будут сидеть в зрительном зале.

— Мне кажется, что любая сказка рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Может быть, сказки им нужны не меньше, чем ребятам. Вы так не считаете?

— Да, вырастая, мы начинаем в сказках замечать совсем другие детали, которых не видели в детстве. А вообще, мне кажется, что для детей нужно ставить лучше, чем для взрослых. Это должно быть серьёзнее, интереснее, и эта работа более кропотливая. Даже когда готовишь постановку для совсем маленьких ребятишек, которые ещё ходят в детский сад, нельзя ориентироваться на то, что у них какое-то упрощённое сознание. Особенно сейчас, когда дети уже в двухлетнем возрасте разбираются в смартфонах, понимают, что такое программа, как её запустить. Они ещё не очень хорошо говорят, но зато во всех этих вещах прекрасно разбираются. И ставить для них какой-то примитивный сюжет… Сейчас уже не то время…

 

Многослойный сюжет

 

— И каким должен быть сюжет?

— Глубоким, чтобы каждый мог на своём уровне сознания и своём уровне развития увидеть то, что ему будет доступно. Я постаралась показать в постановке по максимуму всё то, что заложено в пьесе у автора. Есть там и постмодернистские штучки.

— Например?   

— Например, у главного героя имя Ричард, ассоциативный ряд — король Львиное Сердце. Вот мы можем увидеть, как простой капризный, недовольный мальчишка становится настоящим рыцарем. Там есть имена известных рыцарей, которые остались в истории, и есть имена, которые мифологичны. И про каждого из них имеется история. Вот так строится постмодернистский текст, а ты видишь его на том уровне, на котором можешь. Если вдруг узнаёшь имена, то сразу понимаешь, с кем ассоциируется этот персонаж. И сюжет у тебя становится намного богаче и раскрывается всё больше и больше.   

Посмотрев спектакль «Серебряные доспехи», ребята должны понять, что нельзя доверять внешности, что люди бывают разными и они могут обмануть, что для того, чтобы чего-то добиться, обязательно нужны друзья, что когда мы вместе, нам не так страшно и мы можем поддержать друг друга, что простой мальчик может стать настоящим рыцарем, что добро всё равно должно победить. Это основное. Мне хотелось бы, чтобы сказка была всё-таки волшебной.

— Что для вас театр?

— Театр — это праздник. А поскольку театр — праздник, то особенно для детей здесь должно быть ярко, удивительно и в то же время поучительно. Они должны выйти, посмотрев спектакль, с какими-то, может быть, не до конца осознанными мыслями, но мысли обязательно должны быть. Например, каждый персонаж должен чему-то ребёнка научить, не один не должен быть просто проходящим. Но всё равно для меня театр  лишь отчасти отображённая реальность. А прежде всего он — праздник.

 

Досье

Алина Сорокина родилась в Ростове-на-Дону. В 1994 г. поступила на отделение романно-германской филологии факультета журналистики Ростовского государственного университета. В 2005 г. защитила диссертацию, имеет учёную степень кандидата социологических наук. В 2018г. окончила режиссёрский факультет ГИТИСа. Занималась на кафедре режиссуры в мастерской народного артиста РФ В.Р. Беляковича. С 2000 г. – помощник депутата Госдумы РФ. С 2007 г. – руководитель рекламно-репертуарного отдела Ростовского академического театра драмы им. М. Горького. В 2016-м стала режиссёром Смоленского государственного драматического театра им.
А. С. Грибоедова.

 

Ольга КУРЦЕВА

 

Читайте также


Новости регионов


22.11.2024 17:49
Обманувших пенсионерку жительниц Клинцовского района ждёт суд
Обманувших пенсионерку под видом медиков жительниц Клинцовского района ждёт суд. Об этом сообщили в региональной прокуратуре.   Унечский районный суд рассмотрит уголовное дело о краже. В преступлении обвиняют двух жительниц Клинцовского района. По версии следствия, 14 октября фигурантки пришли в квартиру 78-летней пенсионерки в городе Унече. Они представились медработницами. Пока одна отвлекала женщину под предлогом
22.11.2024 16:37
Виновного в смертельном ДТП брянца суд отправил в колонию
Виновного в смертельном ДТП брянца суд отправил в колонию на семь с половиной лет. Об этом сообщили в региональной прокуратуре.   Брянский суд рассмотрел уголовное дело о нарушении правил дорожного движения, повлёкшем смерть человека. Приговор выслушал 30-летний житель Жуковского района. 23 мая 2024 года мужчина без водительских прав за рулём автомобилем «ВАЗ 21104» ехал по
22.11.2024 15:36
Брянец стал чемпионом мира по карате
Брянец завоевал золотую медаль на чемпионате мира по карате. Об этом сообщили в городском спорткомитете.   В Орле прошёл чемпионат мира по всестилевому каратэ среди мужчин и женщин. Брянскую область представили мастера спорта международного класса спортшколы «Спартак». В дисциплине «Ограниченный контакт» в весовой категории до 65 кг выступал Артём Поспелов. Брянец завоевал золотую медаль и
22.11.2024 14:48
Турнир в память о погибших стражах порядка стартовал в Брянске
Турнир в память о погибших росгвардейцах и сотрудниках полиции собрал более 120 участников в Брянске. Об этом сообщили в пресс-службе регионального парламента.   Юношеский турнир по самбо стартовал во Дворце единоборств имени Артема Осипенко в Брянске. Соревнования посвящены памяти сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и органов внутренних дел Брянской области, погибших при исполнении служебного
22.11.2024 14:13
13 автомобилей повреждены в Брянске во время непогоды
13 автомобилей получили повреждения при падении веток и деревьев в Брянске во время непогоды. Об этом сообщили в городской администрации.     Накануне вечером мощный циклон накрыл центр страны. В Брянске выпало 31 мм дождя и снега — больше половины месячной нормы осадков. Два дерева под тяжестью мокрого снега упали на проезжую часть. Из-за этого
22.11.2024 14:00
Суд отправил в колонию двух брянцев за диверсию на железной дороге
Суд отправил в колонию двух брянцев за диверсию на железной дороге. Об этом сообщили в пресс-службе Брянского областного суда.   Накануне Брянский областной суд рассмотрел уголовное дело о диверсии. Приговор выслушали 24-летний житель Брянска и его 17-летний приятель. Совершеннолетний фигурант в соцсетях общался с неустановленным лицом, который дал ему инструкцию по поджогу релейного шкафа на