Дети эпохи. Театральный режиссёр о новогодней премьере в драматическом театре.

19 декабря 11:00 Деловые новости
Дети эпохи. Театральный режиссёр о новогодней премьере в драматическом театре.

Следующий год станет в России Годом театра. В Смоленске он стартует с премьеры музыкальной сказки «Серебряные доспехи», которую впервые покажут в преддверии новогодних торжеств — 21 декабря. О спектакле «АиФ-Смоленск» рассказала режиссёр Алина Сорокина.

 

«Профессиональный читатель»

 

— Традиционно к новогоднему празднику для смоленских ребят готовят что-то новенькое. В этом году это будет сказка «Серебряные доспехи». Как вы выбираете тот сюжет, тот текст, который хочется поставить?

— Читаю. Просто надо много читать. И конечно, примерить, подумать: что же может понравиться детям? Ещё я хожу в кино во время детских каникул, смотрю современные детские фильмы и читаю те книги, которые читают ребята.

— Недавно в гости на передачу Ивана Урганта приходила Дина Рубина. Иван признался писательнице, что за весь прошедший год смог прочитать не более пяти книг. Говорил, что у него совершенно не хватает времени. А как много вы читаете?

— Я читаю какой-то определённый период, когда возникает потребность. Но за прошлый год книг 70 прочитала. Так как-то с детства сложилось. Это моё базовое образование — я профессиональный читатель.

— В аннотации к спектаклю «Серебряные доспехи» сказано, что главный герой Ричард предпочёл бы играть в компьютерные игры, чем найти время для экскурсии. Приключения начинаются с того момента, как он с семьёй оказывается в Национальном музее замка Сихров. Задача этого спектакля показать, что мир интереснее и разнообразнее виртуальной реальности?

—  Сама идея в том, что дети, независимо от того, в какое время они живут, всё равно остаются детьми. Меняются предлагаемые обстоятельства, то есть эпоха, время и стиль жизни. В данном случае мы берём обычного современного мальчика и просто помещаем его в другое время. Смотрим, наблюдаем, что может измениться? Действительно ли дети настолько непослушные и невнимательные, действительно им ничего не интересно или просто так складываются обстоятельства вокруг них, что они чаще всего своё время проводят  с компьютерными играми?

— А вы как считаете, с чем связаны проблемы нынешних детей?

— Я полагаю, дело в том, что детей стали очень ограничивать, контролировать и беречь. Например, для меня было очень неожиданно, что сейчас дети не убирают в школе после уроков, что больше нет дежурных и что ребята после учёбы идут домой и общаются друг с другом чаще всего только через социальные сети посредством гаджетов. Мы во дворе детей не видим — они сидят дома. А как же реальное общение, как реальная жизнь?

Мне захотелось показать, что современный ребёнок мало чем отличается от ребёнка любой другой эпохи. И если современного подростка поместить в события, в которых он должен принимать решения, должен быть ответственным за себя и других, должен уметь дружить, общаться, искать выход из сложившейся ситуации, то мы видим, что на самом деле он всё может. Основная идея была такой.

 

Интерактивный спектакль

 

— В прошлом вашем новогоднем спектакле актёры выходили в зал, взаимодействовали с публикой — это был интерактивный спектакль. Сейчас тоже будет общение со зрителем?

— Да, и на этот раз будет использоваться подобный театральный приём. Хотя я не могу сказать, что я люблю его. И в то же время я понимаю, особенно в работе с детьми, что не должно быть границы между сценой и зрительным залом, детей нужно вовлекать в действие. Ведь современного зрителя сложно чем-либо удивить, и нужно очень сильно постараться, чтобы удержать его внимание. Театру сложно конкурировать с кино или с компьютерными играми. Всё, что мы можем дать нашему зрителю, — это энергия, которая идёт от артистов и очень быстрая смена картин, должно быть постоянное действие.

Очень хочется, чтобы было интересно и маленьким детям, и школьникам уже тинейжерского возраста, а также взрослым — родителям, которые будут сидеть в зрительном зале.

— Мне кажется, что любая сказка рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Может быть, сказки им нужны не меньше, чем ребятам. Вы так не считаете?

— Да, вырастая, мы начинаем в сказках замечать совсем другие детали, которых не видели в детстве. А вообще, мне кажется, что для детей нужно ставить лучше, чем для взрослых. Это должно быть серьёзнее, интереснее, и эта работа более кропотливая. Даже когда готовишь постановку для совсем маленьких ребятишек, которые ещё ходят в детский сад, нельзя ориентироваться на то, что у них какое-то упрощённое сознание. Особенно сейчас, когда дети уже в двухлетнем возрасте разбираются в смартфонах, понимают, что такое программа, как её запустить. Они ещё не очень хорошо говорят, но зато во всех этих вещах прекрасно разбираются. И ставить для них какой-то примитивный сюжет… Сейчас уже не то время…

 

Многослойный сюжет

 

— И каким должен быть сюжет?

— Глубоким, чтобы каждый мог на своём уровне сознания и своём уровне развития увидеть то, что ему будет доступно. Я постаралась показать в постановке по максимуму всё то, что заложено в пьесе у автора. Есть там и постмодернистские штучки.

— Например?   

— Например, у главного героя имя Ричард, ассоциативный ряд — король Львиное Сердце. Вот мы можем увидеть, как простой капризный, недовольный мальчишка становится настоящим рыцарем. Там есть имена известных рыцарей, которые остались в истории, и есть имена, которые мифологичны. И про каждого из них имеется история. Вот так строится постмодернистский текст, а ты видишь его на том уровне, на котором можешь. Если вдруг узнаёшь имена, то сразу понимаешь, с кем ассоциируется этот персонаж. И сюжет у тебя становится намного богаче и раскрывается всё больше и больше.   

Посмотрев спектакль «Серебряные доспехи», ребята должны понять, что нельзя доверять внешности, что люди бывают разными и они могут обмануть, что для того, чтобы чего-то добиться, обязательно нужны друзья, что когда мы вместе, нам не так страшно и мы можем поддержать друг друга, что простой мальчик может стать настоящим рыцарем, что добро всё равно должно победить. Это основное. Мне хотелось бы, чтобы сказка была всё-таки волшебной.

— Что для вас театр?

— Театр — это праздник. А поскольку театр — праздник, то особенно для детей здесь должно быть ярко, удивительно и в то же время поучительно. Они должны выйти, посмотрев спектакль, с какими-то, может быть, не до конца осознанными мыслями, но мысли обязательно должны быть. Например, каждый персонаж должен чему-то ребёнка научить, не один не должен быть просто проходящим. Но всё равно для меня театр  лишь отчасти отображённая реальность. А прежде всего он — праздник.

 

Досье

Алина Сорокина родилась в Ростове-на-Дону. В 1994 г. поступила на отделение романно-германской филологии факультета журналистики Ростовского государственного университета. В 2005 г. защитила диссертацию, имеет учёную степень кандидата социологических наук. В 2018г. окончила режиссёрский факультет ГИТИСа. Занималась на кафедре режиссуры в мастерской народного артиста РФ В.Р. Беляковича. С 2000 г. – помощник депутата Госдумы РФ. С 2007 г. – руководитель рекламно-репертуарного отдела Ростовского академического театра драмы им. М. Горького. В 2016-м стала режиссёром Смоленского государственного драматического театра им.
А. С. Грибоедова.

 

Ольга КУРЦЕВА

 

Читайте также


Новости регионов


08.11.2025 17:19
Легковушка съехала в кювет на трассе в Жирятинском районе
Легковушка съехала в кювет на трассе в Жирятинском районе. Об этом сообщили в региональной Госавтоинспекции.     Вечером 7 ноября на 37-м км автомобильной дороги «Почеп-Жирятино» в Жирятинском районе произошло ДТП. 39-летний мужчина не справился с управлением автомобиля Renault Logan. Иномарка съехала в кювет и перевернулась. Водитель получил травмы. Его госпитализировали. По факту дорожно-транспортного происшествия
08.11.2025 15:04
Водитель погиб в ДТП на брянской трассе накануне
Водитель погиб в ДТП на брянской трассе накануне. Об этом сообщили в региональном ГИБДД.     Днём 7 ноября в Злынковском районе произошла авария. На 212-м км автомобильной дороги федерального значения А-240 «Брянск-Новозыбков-граница с республикой Беларусь» 56-летний водитель потерял управление автомобилем Renault Kangoo. Легковушка съехала с дороги и врезалась дерево. Водитель от полученных травм умер
08.11.2025 10:57
Три женщины ранены при нападении беспилотников в Трубчевском районе
Три женщины ранены при нападении беспилотников в Трубчевском районе. О происшествии в своих соцсетях сообщил губернатор региона Александр Богомаз.   Накануне вечером ВСУ атаковали поселок городского типа Белая Березка Трубчевского района. Ударные беспилотники «Дартс» ударили по территории промышленного предприятия. Ранения получили три сотрудницы. Женщин отвезли в больницу.
07.11.2025 18:43
Два хищения алкоголя из магазинов за один день раскрыли брянские полицейские
Два хищения алкоголя из магазинов за один день раскрыли брянские полицейские. Об этом сообщили в региональном УМВД.    В посёлке Комаричи в полицию поступила информация об ограблении магазина на улице Осипенко. Мужчина схватил с полки бутылку мартини и сбежал. Догнать продавцы его не смогли.  Участковые уполномоченные полиции быстро установили личность подозреваемого. 42-летний житель Навлинского района
07.11.2025 17:34
На улице Камозина в Брянске подрядчик снял асфальт
На улице Камозина в Брянске подрядчик снял старый асфальт. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии.    В Бежицком районе Брянска идёт капитальный ремонт улицы Камозина. Подрядчик обновит свыше 700 метров дороги от пересечения с улицами 3-го Интернационала и Ульянова. Строители уже убрали фрезой старое покрытие и начали обустраивать тротуары. Рабочие уложат новый асфальт на парковке
07.11.2025 16:32
Брянский самбист стал призёром чемпионата мира
Брянский самбист Артём Осипенко стал бронзовым призёром чемпионата мира. Об этом сообщили в региональном департаменте физкультуры и спорта.    В столице Кыргызстана городе Бишкек стартовал чемпионат мира по самбо. Сильнейшие спортсмены разыграют 31 комплект медалей. В первый день на чемпионате выступил Заслуженный мастер спорта, 10-кратный чемпион мира по самбо Артём Осипенко. Брянец выиграл четыре схватки