1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

30 сентября 12:17 Деловые новости
1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

С 1 октября 2003 года — даты образования ОАО «Российские железные дороги» — прошло немного по меркам истории лет. Но за эти годы компания прошла огромный путь преобразований. Сегодня стальная магистраль — локомотив отечественной экономики. Важно, что, устремляясь в будущее, ОАО «РЖД» опирается на лучшие традиции российских железных дорог — это железобетонное основание для движения вперед по стальному пути.

День компании ОАО «РЖД» — хороший повод отметить важную роль железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии страны, Смоленского региона и, конечно, поблагодарить всех тружеников крупнейшей транспортной компании за ежедневную кропотливую и ответственную работу. Каждый из железнодорожников горд своей причастностью к общему делу — развитию железнодорожного транспорта на благо Отечества. Смоленский регион по итогам работы за II квартал 2020 года стал лучшим среди восьми регионов Московской железной дороги. Основным богатством компании являются люди — сплоченный коллектив профессионалов, успешно решающих сложнейшие управленческие и производственные задачи. По случаю победы в дорожном соревновании многие работники предприятий Смоленского региона МЖД были отмечены наградами за добросовестный труд. Одним из таких передовиков производства стала дежурный по железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный Юлия Морозова. Заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Юрий Базаров торжественно вручил ей Почётную грамоту ОАО «РЖД».

Закономерно, что День компании практически совпадает с другой знаменательной датой, которая отмечается в сентябрьские дни — 150-летие открытия движения по Московско-Смоленской железной дороге. Первый поезд из Смоленска в Москву отправился 20 сентября 1870 года, а с 1 октября 1870 года из-за наплыва пассажиров был пущен дополнительный поезд. Давайте сегодня вспомним, как все начиналось, 150 лет назад…

1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» 1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» В России XIX века шло форсированное железнодорожное строительство. Крымская война 1853-1856 годов показала острую необходимость в строительстве железных дорог. Одним из важнейших направлений было Московско-Брестско-Варшавское, началом его стала магистраль Москва-Смоленск.

В 1857 году Александр II подписал указ о создании железнодорожной сети в Российской Империи, в 1865 году утверждается план сооружения 7117 километров железных дорог. Строительство велось очень активно — прирост железнодорожной сети ежегодно составлял 1-2 тысячи километров! Между губерниями началась конкуренция за право получения высочайшего соизволения и денежных средств на прокладку железных дорог именно в их местности. Смоленское и Московское земства приводили свои аргументы в пользу трассы от Москвы до Смоленска и далее на запад. Члены Смоленской губернской земской управы упирали на то, что новая магистраль свяжет Москву с Варшавой. В столице Царства Польского размещалась русская армия с большим количеством боеприпасов и первоклассных фортификационных сооружений. В октябре 1868 года принимается высочайшее решение о строительстве железной дороги Москва-Смоленск. Это было воспринято как эпохальное для смоленского края событие. В телеграмме председателя губернского земского собрания в уездные управы сообщалось: «Таким образом, завершено дело, от которого зависит возрождение Смоленской губернии, дело историческое, которое имеет неисчислимые последствия для блага… всей России: от Московско-Смоленской дороги будут не одни материальные выгоды, вместе с тем она должна иметь нравственное влияние на весь ход русской истории и на дальнейшие судьбы русского народа».

К работам приступили 1 мая 1869 года, причем одновременно из Москвы и из Смоленска. С целью предотвращения срыва работ ввели запрет на открытие питейных заведений не ближе определенного расстояния от места строительства. Труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был изнурителен. Вот что писал очевидец строительства врач Д.Никитин: «Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Наиболее тяжелый труд был у тачечников, везущих 15 — 20-пудовую тачку, балансируя по доскам, что приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице от такого страшного напряжения».

9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда. Открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября, открытие движения — 20 сентября. График движения поездов был составлен на одну пару — из Москвы в 8 часов 30 минут, из Смоленска — в 11 часов 50 минут. Из-за наплыва пассажиров с 1 октября 1870 года — 150 лет назад — был пущен дополнительный поезд.

Для защиты от снежных заносов по обеим сторонам пути были высажены дубы. По пути из Москвы в районе платформ Петелино и Часцовской и в наши дни видны сохранившиеся ряды этих вековых деревьев. Кстати, гайки крепления рельсов нужно было подтягивать ключом. Но были случаи откручивания гаек на грузила для сетей. О таком случае А.П. Чехов написал рассказ «Злоумышленник». Когда писатель работал врачом в Звенигороде, он услышал этот рассказ от попутчиков от станции Голицыно.

В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами. Впервые в России на Московско-Брестском направлении стали применять газокалильные фонари для освещения вагонов.

Вагоны первого класса оснащались мягкими креслами и диванами, обитыми красным бархатом, однако спальные места в привычном сегодняшнем понимании отсутствовали. У вагонов второго и третьего классов не было ступенек, и их пассажирам приходилось прыгать прямо из дверей на низкие платформы.

В 1870-1871 годах была построена линия Смоленск — Брест общей протяженностью 627 верст. Тогда же дорога получила название Московско-Брестской. Дорога от Смоленска до Бреста длиной 650 километров была построена всего за 18 месяцев.

С 1877-го по 1892 г. был уложен второй путь на всем протяжении дороги. В 1896 году по настоянию военного ведомства Московско-Брестская железная дорога, как имеющая крайне важное стратегическое значение, была выкуплена в собственность государства.

Строительство Московско-Брестской железной дороги имело большое значение для экономики, способствовало развитию промышленности России: по условиям концессии не менее одной трети необходимого оборудования надлежало закупить внутри страны. Это составляло без малого более миллиона пудов рельсов, 44 паровоза, 20 пассажирских и 800 товарных вагонов.

 

Сергей БАБАРЫКО,  Ирина ГУБЧИК
Источник: История железных дорог на территории Смоленской области /Белогурова Т.А. Смоленск, 2018. Материал и фото предоставлены Службой корпоративных коммуникаций МЖД и Технической библиотекой на станции Смоленск.

Читайте также


Новости регионов


12.11.2025 18:32
Прокуратура требует отремонтировать аварийный мост в Погарском районе
Прокуратура требует отремонтировать аварийный мост в Погарском районе. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.    В прокуратуру Погарского района пожаловались жители деревни Мадеевка. Их беспокоит состояние моста через ручей Холопец.     Сотрудники надзорное ведомство провели выездную проверку. Они убедились, что опорные поперечные балки моста сгнили и разрушились, настил повреждён, барьерное ограждение отсутствует. Местная администрация за состоянием
12.11.2025 17:37
Дорогу-дублёр улицы Карачижской начали строить в Брянске
Дорогу-дублёр улицы Карачижской начали строить в Брянске. Об  этом сообщили в пресс-службе мэрии.    В Брянске стартовало строительство трёх километров дублёра улицы Карачижской. Инфраструктурный проект рассчитан на три года. Водители смогут по это дороге от Телецентра спуститься к мосту через Десну в Фокинский район, а также по проспекту Героев проехать в Бежицкий и Володарский районы.
12.11.2025 16:49
Более 11 километров трассы обновили в Комаричском районе
Более 11 километров трассы обновили в Комаричском районе по нацпроекту в 2025 годк. Об этом сообщили в региональном управлении автодорог.    По национальному проекту «Инфраструктура для жизни в Комаричском районе обновили трассу Комаричи-Лубошево. 11,5 километра дороги привела в порядок подрядная организация ООО «Дорстрой 32». Рабочие уложили новое асфальтобетонное покрытие, обновили  остановочные и посадочные площадки. На
12.11.2025 16:29
Лжеэксперты по инвестиция похитили почти 700 тысяч рублей у брянцев
Лжеэксперты по инвестиция похитили почти 700 тысяч рублей у брянцев на прошлой неделе. Об этом сообщили в региональном УМВД.    На прошлой неделе в полицию обратился житель Фокинского района Брянска. Он пообщался с «экспертом» по быстрому заработку и решил инвестировать свои сбережения. 540 тысяч рублей мужчина перевёл на указанные незнакомцем счета. После получения денег мнимый
12.11.2025 16:16
Брянский дзюдоист завоевал серебряную медаль на турнире в Перми
Брянский дзюдоист завоевал серебряную медаль на турнире в Перми. Об этом сообщили в городском спорткомитете.    В  Перми состоялись всероссийские соревнования по дзюдо среди мужчин и женщин. Турнир посвятили памяти Заслуженного тренера России Марата Бибарцева. За медали боролись 107 спортсменов из 24 регионов. Брянск успешно представлял воспитанник спортшколы олимпийского резерва по борьбе Иван Гераськин. Он
12.11.2025 16:11
Суд оштрафовал брянскую организацию за коррупционные преступления директора
Суд оштрафовал брянскую организацию на миллион рублей за коррупционные преступления директора. Об этом сообщили в региональной прокуратуре.     Сотрудники надзорного ведомства Севского района выявили нарушения законодательства о противодействии коррупции. С 2018 по 2020 год директор брянской организации подкупила должностное лицо отдела образования администрации района. Свыше 100 тысяч рублей сотрудник получил за регулярное заключение договоров на