1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

30 сентября 12:17 Деловые новости
1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

С 1 октября 2003 года — даты образования ОАО «Российские железные дороги» — прошло немного по меркам истории лет. Но за эти годы компания прошла огромный путь преобразований. Сегодня стальная магистраль — локомотив отечественной экономики. Важно, что, устремляясь в будущее, ОАО «РЖД» опирается на лучшие традиции российских железных дорог — это железобетонное основание для движения вперед по стальному пути.

День компании ОАО «РЖД» — хороший повод отметить важную роль железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии страны, Смоленского региона и, конечно, поблагодарить всех тружеников крупнейшей транспортной компании за ежедневную кропотливую и ответственную работу. Каждый из железнодорожников горд своей причастностью к общему делу — развитию железнодорожного транспорта на благо Отечества. Смоленский регион по итогам работы за II квартал 2020 года стал лучшим среди восьми регионов Московской железной дороги. Основным богатством компании являются люди — сплоченный коллектив профессионалов, успешно решающих сложнейшие управленческие и производственные задачи. По случаю победы в дорожном соревновании многие работники предприятий Смоленского региона МЖД были отмечены наградами за добросовестный труд. Одним из таких передовиков производства стала дежурный по железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный Юлия Морозова. Заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Юрий Базаров торжественно вручил ей Почётную грамоту ОАО «РЖД».

Закономерно, что День компании практически совпадает с другой знаменательной датой, которая отмечается в сентябрьские дни — 150-летие открытия движения по Московско-Смоленской железной дороге. Первый поезд из Смоленска в Москву отправился 20 сентября 1870 года, а с 1 октября 1870 года из-за наплыва пассажиров был пущен дополнительный поезд. Давайте сегодня вспомним, как все начиналось, 150 лет назад…

1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» 1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» В России XIX века шло форсированное железнодорожное строительство. Крымская война 1853-1856 годов показала острую необходимость в строительстве железных дорог. Одним из важнейших направлений было Московско-Брестско-Варшавское, началом его стала магистраль Москва-Смоленск.

В 1857 году Александр II подписал указ о создании железнодорожной сети в Российской Империи, в 1865 году утверждается план сооружения 7117 километров железных дорог. Строительство велось очень активно — прирост железнодорожной сети ежегодно составлял 1-2 тысячи километров! Между губерниями началась конкуренция за право получения высочайшего соизволения и денежных средств на прокладку железных дорог именно в их местности. Смоленское и Московское земства приводили свои аргументы в пользу трассы от Москвы до Смоленска и далее на запад. Члены Смоленской губернской земской управы упирали на то, что новая магистраль свяжет Москву с Варшавой. В столице Царства Польского размещалась русская армия с большим количеством боеприпасов и первоклассных фортификационных сооружений. В октябре 1868 года принимается высочайшее решение о строительстве железной дороги Москва-Смоленск. Это было воспринято как эпохальное для смоленского края событие. В телеграмме председателя губернского земского собрания в уездные управы сообщалось: «Таким образом, завершено дело, от которого зависит возрождение Смоленской губернии, дело историческое, которое имеет неисчислимые последствия для блага… всей России: от Московско-Смоленской дороги будут не одни материальные выгоды, вместе с тем она должна иметь нравственное влияние на весь ход русской истории и на дальнейшие судьбы русского народа».

К работам приступили 1 мая 1869 года, причем одновременно из Москвы и из Смоленска. С целью предотвращения срыва работ ввели запрет на открытие питейных заведений не ближе определенного расстояния от места строительства. Труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был изнурителен. Вот что писал очевидец строительства врач Д.Никитин: «Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Наиболее тяжелый труд был у тачечников, везущих 15 — 20-пудовую тачку, балансируя по доскам, что приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице от такого страшного напряжения».

9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда. Открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября, открытие движения — 20 сентября. График движения поездов был составлен на одну пару — из Москвы в 8 часов 30 минут, из Смоленска — в 11 часов 50 минут. Из-за наплыва пассажиров с 1 октября 1870 года — 150 лет назад — был пущен дополнительный поезд.

Для защиты от снежных заносов по обеим сторонам пути были высажены дубы. По пути из Москвы в районе платформ Петелино и Часцовской и в наши дни видны сохранившиеся ряды этих вековых деревьев. Кстати, гайки крепления рельсов нужно было подтягивать ключом. Но были случаи откручивания гаек на грузила для сетей. О таком случае А.П. Чехов написал рассказ «Злоумышленник». Когда писатель работал врачом в Звенигороде, он услышал этот рассказ от попутчиков от станции Голицыно.

В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами. Впервые в России на Московско-Брестском направлении стали применять газокалильные фонари для освещения вагонов.

Вагоны первого класса оснащались мягкими креслами и диванами, обитыми красным бархатом, однако спальные места в привычном сегодняшнем понимании отсутствовали. У вагонов второго и третьего классов не было ступенек, и их пассажирам приходилось прыгать прямо из дверей на низкие платформы.

В 1870-1871 годах была построена линия Смоленск — Брест общей протяженностью 627 верст. Тогда же дорога получила название Московско-Брестской. Дорога от Смоленска до Бреста длиной 650 километров была построена всего за 18 месяцев.

С 1877-го по 1892 г. был уложен второй путь на всем протяжении дороги. В 1896 году по настоянию военного ведомства Московско-Брестская железная дорога, как имеющая крайне важное стратегическое значение, была выкуплена в собственность государства.

Строительство Московско-Брестской железной дороги имело большое значение для экономики, способствовало развитию промышленности России: по условиям концессии не менее одной трети необходимого оборудования надлежало закупить внутри страны. Это составляло без малого более миллиона пудов рельсов, 44 паровоза, 20 пассажирских и 800 товарных вагонов.

 

Сергей БАБАРЫКО,  Ирина ГУБЧИК
Источник: История железных дорог на территории Смоленской области /Белогурова Т.А. Смоленск, 2018. Материал и фото предоставлены Службой корпоративных коммуникаций МЖД и Технической библиотекой на станции Смоленск.

Читайте также


Новости регионов


16.11.2025 15:39
Три беспилотника уничтожили военные над Брянщиной утром в воскресенье
Три беспилотника уничтожили военные над Брянщиной утром в воскресенье. Об этом в своих соцсетях сообщил губернатор региона Александр Богомаз.   Утром в воскресенье, 16 ноября, Брянская область вновь подвергалась атаке ВСУ. Военные Министерства обороны РФ обнаружили в небе над регионом три вражеских беспилотных летательных аппарата самолётного типа. Подразделения противовоздушной обороны уничтожили все цели. «Пострадавших и
16.11.2025 15:26
Всероссийский день самбо отметили в Брянске
Всероссийский день самбо отметили в Брянске соревнованиями. Об этом сообщили в региональном департаменте физкультуры и спорта.     Накануне во Дворце единоборств имени Артёма Осипенко в Брянске прошёл межрегиональный турнир по самбо. Соревнования приурочили ко Всероссийскому дню самбо. Его отмечают с 2023 года. За медали боролись свыше 140 спортсменов из Брянской и Калужской областей. Победители
16.11.2025 11:42
Полторы тысячи тонн реагента высыпали на брянские дороги за сутки
Полторы тысячи тонн реагента высыпали коммунальщики на дороги Брянской области за сутки. Об этом сообщили в региональном управлении автодорог.   Накануне Брянскую область накрыла непогода — мокрый снег с дождём. Чтобы избежать гололёда коммунальщики обработали реагентами дороги. На региональных и межмуниципальных магистралях работали 75 единиц техники. За минувшие сутки на проезжую часть высыпали свыше 1,5
15.11.2025 18:09
Фейковый документ о запрете помощи военным распространили в Брянской области
Фейковый документ о запрете помощи военным распространили в Брянской области. Об этом сообщили в пресс-службе городской администрации.     В Брянской области распространили ложное распоряжение якобы от губернатора Александра Богомаза. Речь в поддельном документе идёт о запрете денежных переводов на карты, счета и реквизиты частных лиц для помощи гражданским и военнослужащим. В горадминистрации призвали жителей
15.11.2025 18:03
Бывший сотрудник брянского Росприроднадзора получил срок за взятку и злоупотреблении полномочиями
Бывший сотрудник брянского Росприроднадзора получил срок за взятку и злоупотреблении полномочиями. Об этом сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.     Советский районный суд Брянска рассмотрел уголовное дело о получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями. Приговор выслушал бывший заместитель руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора. В 2022–2023 годах фигурант получил от генерального директора акционерного общества 96 тысяч
15.11.2025 17:51
Победителей фестиваля «Живи и пой» определили в Брянске
Победителей фестиваля «Живи и пой» определили в Брянске. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии.     Накануне в Доме культуры Советского района в Брянске прошёл финальный концерт студенческого фестиваля «Живи и пой». Мероприятие состоялось в 27-й раз. Всего участие в фестивале приняли свыше двухсот артистов из Брянска, Новозыбкова, Кокино и Трубчевска. Они представили 57 номеров.