Пить или быть?
Заблуждения и правда об алкоголе. Накануне Всероссийского дня трезвости, который ежегодно отмечается 11 сентября, редактор пообщался с главным профилактологом региона, заведующей Центром общественного здоровья и медицинской профилактики ОГАУЗ «Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер» Натальей Лебедевой. Речь шла о коварстве «веселящей воды» и последствиях её употребления.
Безопасных доз алкоголя нет!
— Смоленская область, по информации портала федерального проекта «Трезвая Россия», по итогам 2020 года вошла в топ-30 самых пьющих регионов страны, заняв в рейтинге трезвости 56-е место из 85 имеющихся. Наталья Алексеевна, поделитесь с нами более конкретными цифрами?
— В 2019 году в России потребление чистого алкоголя в литрах на одного человека в возрасте от 15 лет и старше составляло 10,8 литра, в Смоленской области — 12,8 литра. Смертность от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. человек населения в возрасте от 15 лет и старше в стране замерло на отметке 23,7%, а в нашем регионе — на 33,7%. По данным российского исследования ЭССЕ, 73,2% населения РФ употребляет алкоголь (72,1% мужчин и 74,1% женщин). Существенной региональной вариабельности этих показателей в ЦФО, к которому относится наша область, нет. Ежегодно алкоголь становится причиной смерти 550-700 тысяч россиян. Едва ли не каждая третья смерть так или иначе связана с употреблением алкоголя. Этот факт является угрозой национальной безопасности…если показатели потребления выше 8 литров на душу — это грозит угасанием этноса, то есть народа…
— Да, шокирующие цифры! А если перевести 1 литр чистого спирта в литры пива или водки, то сколько получается?
— 250 г чистого спирта — это примерно 5 литров пива, 0,7 литра водки или коньяка, 2,1 литра вина, 2,2 литра шампанского. Мужчин, потребляющих алкоголь, ненамного больше, чем женщин: 61% против 55%. Среднестатистический пьющий россиянин выпивает 30,5 литра чистого спирта в год, россиянка с алкогольными пристрастиями — 10,5 литра спирта. К алкогольным разрушениям и к развитию зависимости от алкоголя более уязвим женский организм.
— В мировом рейтинге по потреблению алкоголя наша страна находится на каком месте?
— Со своими 10,5 литра Россия занимает 34-е место, расположившись чуть ниже, чем Финляндия и Греция, и чуть выше, чем Австралия и Дания. Меньше всего пьют в Афганистане, Йемене, Египте, Сирии…От большинства стран Россия отличается тем, что у нас
преобладает употребление крепких напитков.
Напомню, что ещё в ГОСТ 18300-72, который был принят в 1972 году, было написано: «этиловый спирт — это легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Поэтому с точки зрения врача вопрос: «Пить или не пить?» — стаять не может. Трезвость должна стать нормой жизни.
— А что мы сейчас видим? Алкоголь практически приравняли к пищевым продуктам, и он свободно продаётся в продовольственных магазинах…
— Однако от этого он не стал менее токсичным… Более того, после пандемии COVID-19 мы говорим о том, что вирус очень сильно изменил так называемый «клеточный континуум» в организме человека. Оболочка клетки стала такой, что теперь она не выдерживает токсичного воздействия алкоголя и «ломается» — в организме моментально запускается деструкция в виде той или иной патологии. Поэтому мы повторяем: безопасных доз алкоголя не существует в принципе! А вывод один: либо пить, либо жить.
— Однако в Интернете можно найти видеоролики и заметки, когда даже организации, а не только отдельные люди соревнуются на предмет того, чья алкогольная домашняя или офисная лаборатория работает круче — выдаёт на-гора больше «воды жизни» — виски, бурбона и другого «элитного» алкоголя…Экологически чистого и здорового напитка….
— Да, это большая проблема. Интернет-магазины и рекламные баннеры предлагают всем желающим стать обладателями собственного «спиртзаводика под ключ», самогонного аппарата или «роскошной домашней мини-пивоварни». Между тем современный человек — это, как правило, человек с метаболическим синдромом, с избыточной массой тела, неправильной системой питания, ведущий малоподвижный образ жизни… Он и так имеет целый комплекс нарушений, тех факторов риска, которые приводят уже к 30 годам к серьёзным заболеваниям, например, к атеросклеротической болезни, сахарному диабету 2-го типа. Для такого человека употребление алкоголя может стать той самой последней смертельной каплей, которая запускает фатальные осложнения.
«Трезвое и здоровое село под ключ»
— Но ведь и в нашей стране есть «трезвые» деревни, в которых «безопасный градус — это ноль!»
— Да, такие проекты есть. Например, «Трезвое и здоровое село под ключ» в Якутии, в которой ещё в 2000 году была принята Доктрина здорового образа жизни. В Республике Саха на протяжении уже более 20 лет проводится активная просветительская работа о пользе трезвого образа жизни. Там законы о запрете продажи алкоголя принимаются на основании голосования жителей поселений, и в десятках «трезвых» сел проживает уже более 108 тыс. человек. В итоге якуты стали жить дольше — до 67 лет, для сравнения: в соседней Чукотке, где никаких подобных инициатив пока не было, — в среднем живут до 47 лет. Это касается всех. Доказательная медицина заставляет повторять о том, что человеку не рекомендуется потреблять тот или иной вид алкогольной продукции:
безопасный градус — только НОЛЬ! Это лучший градус для жизни. Потребление алкоголя — это всегда риск. Необходимо ломать стереотипы, привычки, традиции. Ради жизни.
— Об особенностях отношения северных народов со спиртным написано много научных работ. Правда, что у них якобы не активен фермент, расщепляющий ацетальдегид — токсичное вещество, в которое превращается спирт, попадая в организм человека?
— Такая особенность наблюдается у многих рас и национальностей, у представителей различных стран. Конечно, она характерна и для россиян. «Ген устойчивости» к алкоголю у нас не очень мощный. Именно это обстоятельство поставило в своё время народы Севера под угрозу вымирания. В ходе исследований учёные выяснили, что печёночные ферменты перерабатывают у них спирт в ацетальдегид в 30-100 раз быстрее, чем в организме европейцев, а расщепляется этот токсин крайне медленно. Поэтому, если северяне пьют, — это настоящая беда.
Хочется, чтобы было понятно: токсический эффект будет всегда у любого человека. Именно это даёт старт болезням системы кровообращения и сахарному диабету, провоцирует онкопатологию. При наличии таких диагнозов алкоголь запускает фатальные осложнения. Ацетальдегид — это яд, он разрушает любую живую клетку. Так же, как даже малые дозы алкоголя могут дать старт зависимости.
«Достучаться до алкогольных небес»
— Казалось бы, разработаны успешные практики, в том числе и «Трезвый город». Как говорится, бери и применяй в своём регионе… Наталья Алексеевна, а почему на улицах сёл и городов нет социальной рекламы на тему «Трезвость — норма жизни»?
— Что касается лучших практик, то позиция государства сейчас такова: можно брать любую из них, адаптировать для своего региона и успешно применять. Чтобы сберечь население и улучшить демографическую ситуацию, был запущен национальный проект «Демография».
Все муниципалитеты включились в процесс создания паспортов своих территорий. Представленные данные о точках продаж алкоголя и табака уже переданы в Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России. После обработки данных каждому району и городскому округу будет предоставлен паспорт «Зеркало муниципалитета».
Выяснилось, что места продаж алкоголя и табака в нашем регионе на каждом шагу. Между тем, по данным исследований и результатам реализации программ профилактики, на первом месте широкого распространения потребления алкоголя — это именно его доступность. Близкое расстояние и низкая стоимость…Часто алкогольные напитки выигрывают конкуренцию по ценам не только у соков, но и у хорошей питьевой воды.
У современного человека и в городе, и в сельской местности, неизменно возникает множество соблазнов. Если точки доступа к спиртному, сигаретам, фастфуду расположены практически на каждом шагу — устоять невозможно. Это тоже доказано.
В большинстве зарубежных городов, где давно работают профилактические программы, алкоголь сложно, а иногда вообще невозможно купить. Даже пиво. За ними чаще всего приходится отправляться за город. Данные о приобретении алкоголя и табака открыты для работодателей и медицинских страховых кампаний. Это реально сдерживает людей, повышает уровень их самоконтроля и личной ответственности. Доказано, что ограничение доступности алкоголя — это главный шаг к спасению жизни людей.
Впечатляют результаты программ «Здоровая Финляндия», «Здоровая Карелия»… Успешных ЗОЖ-наработок очень много. Их внедрение требует времени, нужно заниматься этим сообща. Но дело того стоит.
В тему
60% пьющих, или 42,7 млн, россиян подвержены «тяжелому эпизодическому пьянству». По классификации ВОЗ, это те, кто выпивает раз в месяц минимум 60 граммов чистого алкоголя за один раз. Это эквивалентно 1,2 л, пива или 150 мл водки (либо другого крепкого напитка). Иными словами, если кто-то из ваших знакомых, например, раз в неделю выбирается с друзьями в бар и выпивает три пива, то это — человек с алкозависимостью.