1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

30 сентября 12:17 Деловые новости
1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги»

С 1 октября 2003 года — даты образования ОАО «Российские железные дороги» — прошло немного по меркам истории лет. Но за эти годы компания прошла огромный путь преобразований. Сегодня стальная магистраль — локомотив отечественной экономики. Важно, что, устремляясь в будущее, ОАО «РЖД» опирается на лучшие традиции российских железных дорог — это железобетонное основание для движения вперед по стальному пути.

День компании ОАО «РЖД» — хороший повод отметить важную роль железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии страны, Смоленского региона и, конечно, поблагодарить всех тружеников крупнейшей транспортной компании за ежедневную кропотливую и ответственную работу. Каждый из железнодорожников горд своей причастностью к общему делу — развитию железнодорожного транспорта на благо Отечества. Смоленский регион по итогам работы за II квартал 2020 года стал лучшим среди восьми регионов Московской железной дороги. Основным богатством компании являются люди — сплоченный коллектив профессионалов, успешно решающих сложнейшие управленческие и производственные задачи. По случаю победы в дорожном соревновании многие работники предприятий Смоленского региона МЖД были отмечены наградами за добросовестный труд. Одним из таких передовиков производства стала дежурный по железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный Юлия Морозова. Заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Юрий Базаров торжественно вручил ей Почётную грамоту ОАО «РЖД».

Закономерно, что День компании практически совпадает с другой знаменательной датой, которая отмечается в сентябрьские дни — 150-летие открытия движения по Московско-Смоленской железной дороге. Первый поезд из Смоленска в Москву отправился 20 сентября 1870 года, а с 1 октября 1870 года из-за наплыва пассажиров был пущен дополнительный поезд. Давайте сегодня вспомним, как все начиналось, 150 лет назад…

1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» 1 октября — День компании ОАО «Российские железные дороги» В России XIX века шло форсированное железнодорожное строительство. Крымская война 1853-1856 годов показала острую необходимость в строительстве железных дорог. Одним из важнейших направлений было Московско-Брестско-Варшавское, началом его стала магистраль Москва-Смоленск.

В 1857 году Александр II подписал указ о создании железнодорожной сети в Российской Империи, в 1865 году утверждается план сооружения 7117 километров железных дорог. Строительство велось очень активно — прирост железнодорожной сети ежегодно составлял 1-2 тысячи километров! Между губерниями началась конкуренция за право получения высочайшего соизволения и денежных средств на прокладку железных дорог именно в их местности. Смоленское и Московское земства приводили свои аргументы в пользу трассы от Москвы до Смоленска и далее на запад. Члены Смоленской губернской земской управы упирали на то, что новая магистраль свяжет Москву с Варшавой. В столице Царства Польского размещалась русская армия с большим количеством боеприпасов и первоклассных фортификационных сооружений. В октябре 1868 года принимается высочайшее решение о строительстве железной дороги Москва-Смоленск. Это было воспринято как эпохальное для смоленского края событие. В телеграмме председателя губернского земского собрания в уездные управы сообщалось: «Таким образом, завершено дело, от которого зависит возрождение Смоленской губернии, дело историческое, которое имеет неисчислимые последствия для блага… всей России: от Московско-Смоленской дороги будут не одни материальные выгоды, вместе с тем она должна иметь нравственное влияние на весь ход русской истории и на дальнейшие судьбы русского народа».

К работам приступили 1 мая 1869 года, причем одновременно из Москвы и из Смоленска. С целью предотвращения срыва работ ввели запрет на открытие питейных заведений не ближе определенного расстояния от места строительства. Труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был изнурителен. Вот что писал очевидец строительства врач Д.Никитин: «Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Наиболее тяжелый труд был у тачечников, везущих 15 — 20-пудовую тачку, балансируя по доскам, что приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице от такого страшного напряжения».

9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда. Открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября, открытие движения — 20 сентября. График движения поездов был составлен на одну пару — из Москвы в 8 часов 30 минут, из Смоленска — в 11 часов 50 минут. Из-за наплыва пассажиров с 1 октября 1870 года — 150 лет назад — был пущен дополнительный поезд.

Для защиты от снежных заносов по обеим сторонам пути были высажены дубы. По пути из Москвы в районе платформ Петелино и Часцовской и в наши дни видны сохранившиеся ряды этих вековых деревьев. Кстати, гайки крепления рельсов нужно было подтягивать ключом. Но были случаи откручивания гаек на грузила для сетей. О таком случае А.П. Чехов написал рассказ «Злоумышленник». Когда писатель работал врачом в Звенигороде, он услышал этот рассказ от попутчиков от станции Голицыно.

В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами. Впервые в России на Московско-Брестском направлении стали применять газокалильные фонари для освещения вагонов.

Вагоны первого класса оснащались мягкими креслами и диванами, обитыми красным бархатом, однако спальные места в привычном сегодняшнем понимании отсутствовали. У вагонов второго и третьего классов не было ступенек, и их пассажирам приходилось прыгать прямо из дверей на низкие платформы.

В 1870-1871 годах была построена линия Смоленск — Брест общей протяженностью 627 верст. Тогда же дорога получила название Московско-Брестской. Дорога от Смоленска до Бреста длиной 650 километров была построена всего за 18 месяцев.

С 1877-го по 1892 г. был уложен второй путь на всем протяжении дороги. В 1896 году по настоянию военного ведомства Московско-Брестская железная дорога, как имеющая крайне важное стратегическое значение, была выкуплена в собственность государства.

Строительство Московско-Брестской железной дороги имело большое значение для экономики, способствовало развитию промышленности России: по условиям концессии не менее одной трети необходимого оборудования надлежало закупить внутри страны. Это составляло без малого более миллиона пудов рельсов, 44 паровоза, 20 пассажирских и 800 товарных вагонов.

 

Сергей БАБАРЫКО,  Ирина ГУБЧИК
Источник: История железных дорог на территории Смоленской области /Белогурова Т.А. Смоленск, 2018. Материал и фото предоставлены Службой корпоративных коммуникаций МЖД и Технической библиотекой на станции Смоленск.

Читайте также


Новости регионов


22.11.2025 20:21
Участники проекта «Брянские герои» оценили прямую линию губернатора
Участники проекта «Брянские герои» назвали прямую линию губернатора мастер-классом по общению с населением и поразились компетентностью главы региона. Об этом рассказали в издании «Брянск Today».     Накануне губернатор Брянской области Александр Богомаз провёл прямую линию с жителями. Участники регионального кадрового проекта «Брянские герои» смотрели трансляцию и высоко оценили онлайн-встречу главы региона с населением. «Суть
22.11.2025 12:31
Председатель брянской Общественной палаты оценил прямую линию губернатора на «пятёрку»
Председатель Общественной палаты Брянской области оценил пятую прямую линию губернатора на «пятёрку». Об этом сообщили в издании «МК Брянск».     Председатель Общественной палаты Брянской области Валерий Родоманов прокомментировал пятую прямую линии губернатора Александра Богомаза с жителями. «Александр Васильевич никогда не боялся острых вопросов, но на этот раз он, кажется, категорически запретил своей команде подбирать
22.11.2025 12:20
Брянский губернатор подвёл итоги прямой линии с жителями
Губернатор Брянской области в своём телеграм-канале прокомментировал прямую линию, которая прошла накануне вечером. Она стала пятой онлайн-встречей Александра Богомаза с жителями региона. Вопросы поступали в единый кол-центр, через Интернет и «открытый микрофон» телеканала «Брянская губерния». Всего поступило свыше 1900 вопросов. Многие были связаны с СВО. «Мы уже четвертый год находимся в условиях постоянных атак со
21.11.2025 20:22
На Кургане Бессмертия в Брянске благоустроят клумбы и фонтан
На Кургане Бессмертия в Брянске благоустроят клумбы и фонтан. Об этом во время прямой линии сообщил губернатор региона Александр Богомаз.         На прямой линии губернатора Брянской области Александра Богомаз обсудили благоустройство Кургана Бессмертия. Вопрос задала Татьяна Ивановна из Советского района Брянска. Она обратила внимание на состояние клумб и площади Воинской Славы. Александр
21.11.2025 19:35
«Все получили или квартиры, или возмещение»: брянский губернатор прокомментировал ситуацию с дольщиками
Губернатор Брянской области Александр Богомаз прокомментировал ситуацию с долевым строительством. Вопросы поступили на прямую линию. В частности, речь шла о компании «Домострой». Она ещё не признана банкротом. «Для того, чтобы нам дальше вкладывать деньги из областного бюджета, нужно чтобы конкурсный управляющий проделал всю необходимую работу. Вопрос находится на контроле. Важно понимать, что мы не можем
21.11.2025 18:59
Спорткомплекс в Клинцах построят за счет областного и федерального бюджета
На прямой линии губернатору Брянской области Александру Богомазу житель Клинцов Андрей Фукс задал вопрос о строительстве комплекса в Клинцах с залом для борьбы. Он также поблагодарил главу региона за доступность спорта в регионе. «В студии с нами находится Олег Васильевич Матыцин – наш депутат Госдумы. Я считаю, нам очень повезло, что мы получили такого ресурсного